Занятие-беседа «Вещи из прошлого»

Занятие-беседа «Вещи из прошлого»

Цель: Приобщение дошкольников к ценностям русской культуры через знакомство с историей старинных предметов обихода.

Задачи: 1. Познакомить детей с крестьянским бытом, культурными традициями;

  1. Расширять представления о предметах русского обихода;
  2. Формировать интерес, уважение к труду русского народа;
  3. Воспитывать желание получать новые знания о жизни наших предков.

Словарная работа: изба, подзоры, ухват, кочерга, коса, серп, полотно, кросна, прялка, веретено, коклюшки, ремесло, ветошь, талаш, лапти.

Ход занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, на какой планете мы живём?.

-На земле очень много разных стран. А как называется наша страна?.

- Наша страна огромна, на её территории живёт много народов разных национальностей: русские, татары, башкиры, удмурты, мордва, киргизы… и ещё множество других народов. Сегодня мы поговорим с вами о русских традициях, о русской культуре. О том, как люди раньше жили на Руси, о том, какими вещами они пользовались.

1 слайд. Трудно жилось людям в старые времена. Не было ещё никакой техники, всё приходилось делать вручную: сеять и убирать рожь, пшеницу, лён, кукурузу и другие очень важные для жизни культуры, косить и заготавливать сено для домашних животных. Знаете ли вы эти инструменты? (коса, серп)

2 слайд. На Руси жило много мастеров. В каждой деревне, селе, городе людям нужно было где-то жить. Они строили дома – избы. А многие мастера-умельцы ещё и украшали свои избы снаружи.

3 слайд. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенах расшитые белые полотенца, на кроватях кружевные оборки – подзоры, оклады икон начищены до блеска.

4 слайд. В каждой избе обязательно была печь. Ведь в старые времена не было парового отопления. Печь согревала избу, на ней готовили пищу, спали, сушили ягоды и грибы, одежду и обувь. Вспомните, в каких русских народных сказках упоминается печь («Гуси- лебеди», «Жихарка», «Терёшечка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Кот, петух и лиса», «По щучьему веленью» и др.). Для печи существовала печная утварь. Какая? (ухваты, кочерга, деревянные лопаты)

5 слайд. Посуда была глиняная, чугунная, берестяная. Позднее появились металлические (медные и латунные) самовары и чайники. Родина русского самовара город Тула. Оттуда самовары распространились по всей Руси. Ложки были деревянные: и простые, и расписные. Как называется такая расписная посуда? (Хохломская)

6 слайд. Некоторые вещи существуют и по сей день, но в изменённом виде. Узнаёте ли вы вещи, которые видите здесь? Назовите их. Чем некоторые вещи заменены в наше время?

7 слайд. В избах всё было иначе, чем сейчас. Шкафов не было, вещи хранили в сундуках. Сундуки были деревянные, окованы железом и служили хозяевам очень долго.

8 слайд. Профессия кузнец на Руси была очень важной и почётной. Автомобильного транспорта ещё не существовало, люди ездили (на чём?)

А лошадей нужно было подковывать, чтобы они не стирали свои копыта. Подковать лошадь вели к кузнецу («Эй, кузнец-молодец, захромал мой жеребец…»). Кузнецы выполняли разнообразные работы, посмотрите, какие.

9 слайд. Мужчины выполняли самую тяжёлую работу, которая не под силу была женщинам: делали сани, телеги, предметы мебели, обувь – лапти, валенки. Валенки были очень дорогой обувью, иногда на всю семью была только одна пара валенок и выходили во двор по очереди. А чтобы сплести лапти надо было много потрудиться. Даже царь ПётрI, который владел множеством разных умений, не смог научиться плести лапти. Он говорил «Нет ремесла мудрёнее лапотного!».

10 слайд. Женщины сами пряли нитки и ткали полотно. Для этого существовали специальные станки – кросна. Для того, чтобы спрясть нитки использовали прялку и веретено.

11 слайд. Девочек с 5-6 лет приучали к рукоделию. В разных частях России у женщин было разное рукоделие. В Вологде плели вот такое вологодское кружево с помощью коклюшек.

12 слайд. Женщины старались украсить свою избу и свои наряды. Они шили, вышивали, вязали, пряли и ткали.

13 слайд. Взрослые делали для детей различные игрушки из дерева, бересты, глины, старых тряпочек – ветоши, соломы, талаша, мочала. Как называются эти игрушки?

(Дымковская игрушка, семёновская и полхов-майданская матрёшка, богородская, каргопольская)

А теперь давайте поиграем в русские народные игры. (Игра на выбор «Золотые ворота», «Во поле берёза стояла» и т. д.)