Картотеканародных календарных игр 

Картотеканародных календарных игр 

 

Цель:

  • Знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа с его традициями, обрядами, народными играми;
  • Воспитание детей в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю;
  • Развитие духовности, нравственности, патриотических чувств.

 

                        НОВЫЙ ГОД

                               Арина

        Играющие встают вкруг, в середине водящий – Арина.

Ей завязывают глаза.

        Все поют:

Долгая Арина встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя скажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот и будет Ариной.

                       Бабка Ежка

В середину круга встает водящий — Бабка Ежка.

В руках у нее «помело».  Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

  А потом и говорит:— У меня нога болит.

Пошла она на улицу —Раздавила курицу.

    Пошла на базар —Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

                        Баба Яга

Водящий — Баба Яга — находится с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:

В темном лесу избушка стоит задом - наперед

В той избушке есть старушка, Бабушка Яга живет.

У нее глаза большие, дыбом волосы стоят.

Ух и страшная какая, наша Бабушка Яга!

На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.

                        Башмачник

Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:

—        Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!

В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:

—        Примеривай, примеривай!

После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и «башмачник» меняются местами.

                          В углы

Четверо играющих стоят по углам, а один — в центре. По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот, кто остался в центре,— проигравший. Выбрав себе замену — любого из играющих — он выбывает из игры.

                         Жмурки

Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.

  • Кот, Кот, на чем стоишь?
  • На квашне.
  • Что в квашне?
  • Квас.
  • Лови мышей, а не нас

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал — тот становится «жмуркой».

                                           РОЖДЕСТВЕНСКИЙ  СОЧЕЛЬНИК

                                                     С города долой!

Из снега делается возвышенное место.

 На нем должно поместиться двое играющих. Один из играющих взбегает наверх. Это — «царь». Другие стараются стащить его оттуда с криком:

«Шиш с города долой!»

«Царь» защищается. Если кто-нибудь взобрался на кучу, он кричит: «Шиш с города долой — я сам городовой!» — и сталкивает «царя». Игра продолжается.

                                                                 Два Мороза

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном «Доме». Выбираются два «мороза»: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу «морозы» говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я — Мороз Красный Нос,

Я — Мороз Синий Нос

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороз» все играющие перебегают в «дом» на противоположной стороне площадки, а «морозы» стараются их «заморозить», коснувшись кого-нибудь рукой.

                                                                     Скакалка

Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше.

Можно прыгать выше крыши.

                                                                       Орешек

Играющие делятся на две равные партии. Одна из них занимает возвышенность — «крепость», другая нападает и старается выгнать играющих из нее. Если нападающие занимают «крепость», кричат:

— Наш город Орешек!

Вытесненные же из «крепости» сами начинают ее осаждать, и так далее.

                                                          ЗИМНИЕ СВЯТКИ

                                                               Гуськи

Играющие становятся в круг. В середине круга — «дедка».       В руках у него бумажка или платок. «Дедка» машет платком, остальные поют:

Сошлись гуси-гусаки вокруг дедки у реки. Стали гоготати, дедке кричати: —

Дедка, дедка, пощади, нас, гусяток, не щипли.

Дай наш платочек, денег мешочек.

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит:

На, сумочку подержи, денежки не оброни.

Другому он дает платочек и говорит:

На, платочек подержи,

Мне головку завяжи,

Раз пятнадцать поверни.

Получивший платок завязывает «дедке» глаза, подталкивает его, чтобы «дедка» вертелся. В это время дети передают друг другу бумажку. Верчение «дедки» и передача бумажки прекращаются одновременно. Дети кричат «дедке»:

Дедка, дедка! Бумажка пропала. Кому попала?

«Дедка» старается угадать. Если он угадывает, то «дедкой» становится тот, у кого в руках была бумажка, если нет, то он опять выполняет роль «дедки».

А имеющий бумажку подходит к «дедке», дотрагивается до него три раза и говорит:

Меня дедка не узнал, старым дедом снова стал.

«Дедка» еще раз вертится, а играющие поют:

Гуси-гусаки летели над дедкиной головой, Золото теряли, дедке кричали:

— У меня, у меня, погляди, дед, на меня.

При последних словах «дедка» срывает повязку и с открытыми глазами должен угадать, у кого бумажка. Все делают вид, что передают бумажку, стараясь ввести «дедку» в заблуждение. «Дедка» просит показать руки. Попавшегося с бумажкой в руках приветствуют.

Здорово, дед,

Ты не гусак, а дед.

Он становится «дедкой», игра начинается снова.

                                                              Дедушка-рожок

Один из играющих — «дедушка-рожок» (водящий). Ему отводится дом. Затем все остальные играющие делятся на две равные партии, расходятся на две противоположные стороны, по бокам «дома» водящего. При этом каждая партия проводит для себя черту или кладет жердь, обозначая тем самым свой «дом». Свободное пространство между домами называется полем. Когда для игры все готово, «дедушка-рожок» из своего «дома» спрашивает:

  • Кто меня боится?
  • Никто,— отвечают играющие и перебегают из одного своего «дома» в другой через поле, поддразнивая при этом водящего:
  • Дедушка-рожок на печи дыру прожег.

Водящий ловит перебегающих и пойманных отводит в свой «дом». Перебегающие могут выручать пойманных: пока водящий занят ловлей кого-либо из бегущих, один из играющих подбегает к «дому» водящего и дотрагивается рукой до пойманного, который после этого считается вырученным и может снова присоединяться к своей группе. Когда водящий переловит всех, тогда водить в следующей игре начинает пойманный прежде других.

                                                                Прялица

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених». Играющие ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя. С горя выброшу на улицу тебя;        Стану прясть да попрядывать, на беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту». Игра продолжается (другой «жених» выбирает себе «невесту»).

 

                                                       МАСЛЕНИЦА

                                                              В каравай

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного из играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные,

Каравай состряпанный,

Этакий высокий,

Этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и так далее.

                                                Взятие снежной крепости

Из снега строят крепость высотой около двух метров. Участвующие в игре делятся на две команды. Каждая старается занять вершину. В результате одна команда оказывается вверху, другая — внизу. Те, что находятся внизу, пытаются взять крепость штурмом. Начинается перестрелка снежками.

                                                          Водить козла

Дети берутся попарно за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота, через которые последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т. д. В конце концов первая пара становится последней. Поется песня:

Вскочил козел в огород,

Потоптал козел лук-чеснок. Хватили козла за рожок,

Повезли козла на Торжок, Продали козла за три рубля,

За три рубля купили три узла! Ура!

После этого дети бегут через ворота, образованные передней   парой.

                                                            Горелки

Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо:

Птички летят, Колокольчики звенят!

Затем все встают в круг. Считалкой выбирают, кому «гореть». Выбранный тихо, закрыв глаза, приговаривает:

Горю, горю на камушке! Горю, горю на камушке!

В это время играющие образуют из пар вереницу. Спрашивают «горящего»:

  • Где стоишь? Он отвечает:
  • У ворот!
  • Что продаешь?
  • Квас!
  • Лови же нас!

Как только произнесены последние слова, последняя пара — врассыпную: один — направо, другой — налево. «Горящий» бегает за ними и старается поймать. Кого ловит — тому «гореть».

                                             Гори, гори ясно

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два-три шага «горящий» — тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат —

Гу-гу-гу, убегу.

 Раз, два, не воронь,

 А беги, как огонь!

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем пара играющих, стоящая в веренице последней, разъединяется. Один из них бежит по левую сторону вереницы, а другой — по правую. Оба играющих стараются соединиться впереди «горящего». Если это им удается, то «горящий» продолжает водить, если нет и «горящий» ловит кого-нибудь из них, то оставшийся без пары водит — становится «горящим». Новая пара занимает место за новым «горящим», и игра продолжается.

                                             Горшки

Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Друга команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

  • Почем горшок? Хозяин отвечает:
  • По денежке.
  • А он не с трещиной?
  • Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

—        Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

 Чичары, чичары, собирайтесь, гончары, по кусту, по насту,
по лебедю горазду! Вон!

Со словом «вон» и «хозяин», и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному «горшку» — тот «хозяин», а опоздавший — водящий.

                                       Крута гора

Перед игрой делается из снега горка. Играющие ходят вокруг нее и поют:

Стоит крута гора среди нашего двора,

Супротив терема высокого,

Супротив кольца широкого,

Не пройти, не проехати,

Что ни конному, что ни пешему.

Потом по очереди прыгают через горку. Кто ее заденет, выбывает из игры.

                                                         Лапти

В середине площадки вбивают кол. К нему привязывают веревку длиной 3—5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет в руки свободный конец веревки и встает у кола.

Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру. Каждый через голову перебрасывает какой-либо предмет — «лапоть».

Повернувшись к водящему, спрашивают его:

  • Сплели лапти?
  • Водящий отвечает:
  • Нет.

Играющие спрашивают еще раз:

  • Сплели лапти?
  • Да.

Дети бегут в круг и стараются взять каждый свой предмет, а водящий караулит «лапти»: он бегает в кругу, держа в руке веревку, и старается запятнать играющих. Но поймать играющих можно только в кругу.

Кто не успел взять свой предмет — выбывает из игры.

                                          Летят — не летят

Выбирают двух водящих. Остальные играющие стоят, образуя круг. Водящие — в центре круга. Играющие должны или поднимать руки вверх и говорить: «Летят», или махать руками, приговаривая: «Не летят!», отвечая тем самым на слова водящих.

  1. Грачи летят, на всю Русь кричат:

—        Гу-гу-гу! Мы несем весну!

  1. Журавли летят, на всю Русь кричат:

—        Гу-гу-гу! Не догнать нас никому!

  1. Пчелы летят, бунчат, гудят:

—        Жу-жу-жу! Медову несу еду!

  1. Поросята летят, поросята визжат:

—        Хрю-хрю-хрю! Надоело нам в хлеву!

  1. Медведи летят, во все горло кричат:

—        Ры-ры-ры! Не пустим вас в боры!

  1. Комары летят, звенят, пищат:

—        Зы-зы-зы! Наточим наши носы!
Ответивший неправильно выбывает из игры.

                                      Пирог

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мякошенький,

Вот он какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

                                           «Алексей – с гор потоки»

                                                        Ручеек

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

                                                       Кораблики

(Игра для мальчиков)

Несколько мальчиков изображают кораблики. Остальные ребята делятся на две группы.

Мальчики, изображающие кораблики, «проплывают» друг за другом. Первая группа ребят бежит за ними с песней:

Дуй, дуй, ветерок, с запада на восток. Кораблик гони до великой реки,

До великой реки, до широкой воды.

Вторая группа ребят бежит за корабликами с песней:

Кораблик плывет, товары везет

Все дешевые, все грошовые

Смолы да вару — На грош всего товару. Дыму да ветру — Ничего в трюме нету!

 

                                                  Родничок

(Игра для девочек)

Рисуют «родничок». Участники встают друг за другом на одну сторону «родничка», обхватив друг друга за пояс, и поют:

Разлился родничок, золотой рожок, у-ух!

Разлился ключевой, белый, снеговой, у-ух!

По мхам, по болотам, по гнилым колодам, у-ух!

Спев песню, девочки боком перепрыгивают через «родничок» на другую сторону. При этом мешают друг другу, придерживают, старясь столкнуть в «воду». Кто из них коснется «воды» — из игры выбывает.

 

                                      БЛАГОВЕЩЕНИЕ

                          «Ай да птица, что за птица!»

Водящий, взяв в руки любой предмет, говорит:

Ай да птица, что за птица!

 Что за птица, за орел!

Сосед поднимает предмет и быстро отвечает: «Ай да птица, что за птица-ворон!» Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не споткнется, забыв назвать птицу.

                           Бабочки и ласточка

Играющие изображают бабочек, водящий — «ласточка» — их ловит. Все поют:

Бабочки летают,

Пыльцу собирают,

На цветочек сели,

Дальше полетели.

Ласточка встанет

И бабочек поймает.

Пойманный становится «ласточкой».

                                            В птицы

Играющие, сев в кружок, называются каждый какой-нибудь птицей. Водящий говорит:

—        Села.

Другой спрашивает:

  • Где?
  • На веточке.
  • Полетела.
  • Кто полетела?
  • Канарейка.
  • Куда полетела?
  • К жаворонку.

Диалог повторяется, начинает его «жаворонок». Если играющий прослушает свое название, с него берут фант.

                                                Филин и пташки

Перед началом игры каждый играющий выбирает, голосу какой птицы он будет подражать. Один из играющих — «филин». «Птицы» летают. Когда «филин» подает голос, все стараются спрятаться. Если «филин» успеет кого-то поймать, то он по голосу должен узнать, что это за птица. Если не узнал, то пойманный становится «филином», а «филин» — «пташкой», и так далее.

                                                             Воробей

Играющие называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, береза). Водящий говорит:

—        Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню.
«Яблоня» продолжает говорить. И так далее.

За медлительность и рассеянность с прозевавшего берется фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.

                                                       В воробья

Выбирается «воробей».

Играющие становятся в ряд и берут друг друга за руки. «Воробей» — первый стоящий в ряду. Он должен быстро пройти под руки всех стоящих и стать на другом конце ряда. Второй гонится за ним с прутом в руках, говоря:

—        Шиш, шиш, воробей!

Также становится в конец ряда и так далее.

                                                 Ворон

Играющие выбирают «ворона» и «зайца», остальные — «зайчата». Они цепляются за «зайца», растягиваясь в длинную цепочку. «Ворон» садится на землю и ковыряет ее палочкой. «Заяц» подходит к нему и спрашивает:

  • Ворон, ворон, что ты делаешь? «Ворон» отвечает:
  • Ямку копаю.
  • На что тебе ямка?
  • Денежку ищу.
  • На что тебе денежка?
  • Ситчику купить.
  • Зачем тебе ситчик?
  • Мешочек сшить.
  • Зачем тебе мешочек?
  • Камешки класть.
  • На что тебе камешки?
  • В твоих деток кидать.

— Что тебе мои детки сделали?                  «Ворон» поет:

В огород мой прибегали, городьбу разломали,

 А репу да мяточку потоптали пяточками. Карр!

«Ворон» бросается на «зайчат», а «заяц» их защищает. Так продолжается до тех пор, пока «ворон» не вытянет из цепочки кого-нибудь из «зайчат» Этот «зайчонок» становится «вороном». Игра продолжается.

                                                           Жаворонок

По считалке выбирается «жаворонок». В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образуют играющие, и бегает в нем.  Все говорят:

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год.

Потом играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладет его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Впоследствии колокольчик прячется в любом месте.

                                                          Пчелы

Играющие по считалке делятся на две равные команды. Одна команда — «пчелы». Другая — «цветы». «Пчелы» их ловят. «Цветы» при этом говорят:

Пчелки, пчелки,

Жальца жалки,

Серые, малые,

Крылышки алые.

Поверху летают,

К цветам припадают,

Медок собирают,

В колоду таскают.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж

«Пчела», поймавшая «цветок», говорит: «Замри!» — и «цветок» стоит на месте, не двигаясь. Когда «пчелы» переловят все «цветы», то меняются с ними ролями, и игра продолжается.

                                                    Пчелы и ласточка

Играющие — «цветочки», они сидят на корточках. Из числа играющих выбирается пять «пчел» и «ласточка». «Пчелки» летают и напевают:

Пчелки летают, Медок собирают! Зум, зум, зум,

Зум, зум, зум!

«Ласточка» сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По   окончании   песни   «ласточка»   говорит:

Ласточка встанет, Пчелок поймает.

С последним словом она вылетает из гнезда и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой», игра повторяется.

                                                ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ

                                              Верба-вербочка

Дети  выбирают девочку  и мальчика.  Те  встают  в два  круга, образованные играющими. Дети водят хоровод, напевая:

Верба, верба, вербочка, вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи, расти, верба, на меже.

Как во городе царевна посреди круга стоит,

Ее ветер не берет, канарейка гнездо вьет.

На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками «воротики».

Дети проходят в них, продолжая припевать:

Канарейка — (имя девочки). Соловейка — (имя мальчика).

Люди спросят: «Кто такой?»

(Имя девочки) скажет: «Милый мой».

В конце девочка и мальчик танцуют.

                                              Мосток

Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой в руке. Это — «паучок». Все поют:

Паучок паутинку зацепил за травинку,

 А потом за листок: получился мосток.

С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому-либо из стоящих в круге, а другой — стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку.

Остальные дети со словами «По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем» переходят по «мосту». Отмечаются те ребята, кто ни разу не оступился и не упал в «речку».

                                                     ПАСХА

                                       Солнышко-ведрышко

Выбирают водящего — «солнце». Остальные дети — «спящие». Они поют:

Гори, солнце, ярче —

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна — милее.

На две первые строчки песенки играющие идут хороводом. На следующие две — поворачиваются друг к другу лицом и делают поклон. Затем подходят ближе к «солнцу». Оно говорит: «Горячо», затем догоняет детей. «Солнце», догнав «спящего», дотрагивается до него. Он «просыпается» (выбывает из игры).

                                         Медом или сахаром

Играющие делятся на две команды: выбирают, кем быть — «медом» или «сахаром». Затем берут палку и тянут за оба конца — соревнуются, на чьей стороне больше силы: на стороне «меда» или на стороне «сахара».

                                                                    ТРОИЦА

                                                              Ерыкалище

На земле очерчивается круг. Выбирается водящий — «Ерыкалище». На него надевают маску страшного чудовища из бумаги или холста Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и напевают:

Эко диво, чудо-юдо,

Морская губа — Ерыкалище!

Эко диво, чудо-юдо,

С горынова дуба,

Морское поганище!

Неожиданно Ерыкалище выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова дразнят, «Ерыкалище» и пленный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока «Ерыкалище» и его пленники не переловят всех.

                                                             Русалки

Выбираются девушки — «русалки». Они выбегают из-за угла или как раньше было — из воды (если игру проводят около пруда или другого водоема). Остальные играющие стараются от них убежать. Кто не успеет, того «русалки» забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

                                                                 Венок

Двое играющих берут в руки венок и поднимают его вверх, образуя ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

Березка девочек кричала, к себе призывала:

  • Идите, девочки, на луг гуляти,

Зеленые веночки заплетати.

Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веночки мы завьем

  • Як вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веночек совьюсь,

Завивайте веночки зеленые, Будьте весь год веселые.

Играющие, которые образуют ворота, кидают кому-нибудь на голову венок и командуют: «Венок-венок, спрячься в теремок». И тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячется. Затем все идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе.

                                                                  Водяной

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центре круга. Играющие идут по кругу и говорят:

Дедушка-водяной,

Что стоишь ты под водой?

Выйди хоть на час

И поймай кого из нас!

Затем произносят: «Ночь»,— и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав кого-нибудь, «водяной» старается узнать, кого он поймал: ощупывает голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, то становится на его место, а пойманный и узнанный становится «водяным». Если пойманного «водяной» не узнал, то он еще раз выполняет эту роль.

                                                        Горячее место

На земле очерчивается круг — «горячее место». По жребию выбирается водящий. Он становится возле «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стремятся проникнуть туда. Водящий их не пускает и старается кого-нибудь схватить. Кого поймал, тот ему помогает.

Проникнувший в «горячее место» может отдыхать там, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

                                                      УСПЕНИЕ

                                                              Кто с нами?

Играющие встают в круг.  Выбирается водящий,  который  показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:

  • Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
  • Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.
  • Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
  • Мы с вами, мы с вами жито рассевати.
  • Кто с нами, кто с нами жито косити?
  • Мы с вами, мы с вами жито косити.
  • Кто с нами, кто с нами жито молотити?
  • Мы с вами, мы с вами жито молотити.
  • Кто с нами, кто с нами муку молоти?
  • Мы с вами, мы с вами муку молоти. И так далее.

                                                    Дед

Играющие большинством голосов выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются о какой-нибудь полевой работе и производят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят:

  • Здравствуй, дед !
  • «Здравствуйте, дети! Где вы были?
  • На работе,
  • Что делали?

Дети повторяют движения, изображающие работу. «Дед» угадывает, что обозначают эти движения. Ребята ведут хоровод и поют про свою работу:

У нас серпы-то золотые, а мы работники-то молодые!

Время жито жать. Во снопочки вязать,

Или какое-нибудь из следующих действий:

 На ток возить, цепами молотить. У печи сушить.

Тесто месить, пирогами всех кормить.

Кончив петь, убегают, а «дед» догоняет. Пойманный становится новым «дедом».

Пахари и жнецы

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни — «пахари», другие — «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали, глубоко борозды пахали. Борозды глубокие, полосы широкие.

А вы, жнецы, худые. У вас серпы тупые.

Им отвечают жнецы:

А у вас — пахарь Сысой, у него плуг тупой.

Он пашню не пахал, на меже пролежал

Да ворон считал.

По окончании этих слов один их «пахарей» выбирает себе пару. Они берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее жнецы.

                                              ПОКРОВ

                                                Заря-заряница

Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу с каруселью. Затем идут хороводом и поют:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три — не воронь,

А беги как огонь!

На последние слова водящие бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

Кружева

Играющие выбирают двух водящих, один — «челнок», другой — «ткач». Остальные встают парами, образуя круг или полукруг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у второй пары, а «ткач» — у первой. «Челнок», по сигналу «ткача», начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде чем он добежит до конца полукруга, то становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих.

                                                              Молчанка

Играющие садятся рядом друг с другом Первый в ряду шепчет на ухо соседу какое-либо слово. Тот встает и изображает это слово мимикой и действиями. Остальные должны его угадать. Игра продолжается, слова загадывают все в порядке очереди. Обычно игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя — за это платят фант.

                                                            Пятнашки

Играющие стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих: один — «пятнашка», другой — убегающий. Они встают за кругом с разных сторон. По знаку «пятнашка» обегает круг и старается догнать убегающего. Последний, когда его начинают догонять, становится между какими-нибудь играющими. В этот же момент сосед, оказавшийся с правой стороны, становится новым убегающим, и «пятнашка» продолжает его преследовать. Если «пятнашке» удалось догнать и запятнать убегающего, то они меняются ролями.

Можно усложнить игру: если убегающий встал в круг, то сосед, находящийся справа, делается «пятнашкой», а прежний «пятнашка» в тот же момент становится убегающим. Участникам игры не разрешается бегать через круг.

                                                        У дядюшки Трифона

Играющие берутся за руки, образуя круг, водящий — в середине. Все поют или приговаривают:

У дядюшки Трифона семеро детей,  

Семеро детей, и все сыновья.

Они не пьют, не едят, друг на друга глядят

И все делают вот так.

При этом водящий выполняет какие-либо движения, а все играющие должны повторить их. Тот, кто не успевает повторить движения или повторяет их неточно, платит фант. Движения должны быть забавными.

 

                                                            Кузнецы

По считалке выбирается «кузнец». Остальные — «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят:

Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять.

Кузнец отвечает:

Отчего ж не подковать?

Вот — гвоздь, вот — подкова!

Раз, два — и готово!

«Жеребцы» на слове «готово» убегают, «кузнец» их ловит.