Конспект НОД по краеведению в старшей группе "Лекарственные растения Крыма".

Конспект НОД по краеведению в старшей группе "Лекарственные растения Крыма".

Цель: Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях Крыма.

Программное содержание: Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Расширять словарный запас словами- названиями лекарственных растений. Развивать связную речь детей. Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование: картинки и фотографии растений - ромашка подорожник,

шалфей, зверобой, лаванда, душица; высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Ход:

Воспитатель: - Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего крымского полуострова. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги«Травники»«Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались, о чем написано в «Травнике»«Цветнике»(Ответы детей).

Воспитатель: - За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав?

От каких болезней? Какими травами? (Ответы детей)

Воспитатель: - Взгляните на это растение(Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда. А кто угадает это растение?

Воспитатель загадывает загадку:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его – сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник)

Найдите это растение среди других(ребёнок находит картинку с изображением подорожника). Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Воспитатель: - А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда», на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Воспитатель: Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички.

(Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животу.

Воспитатель: - Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горло.

А ещё можно лечиться травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

      Воспитатель: - Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

  1. Хорошо знать лекарственное растениеи отличать его от ядовитых растений.
  2. Собирать растениялучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. Нельзя собирать растенияв городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Растениятам отравлены ядами из выхлопных труб транспорта).
  4. Сорванные растенияскладывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растенияс корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!