Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Капелька»  Тема «Моя Родина-Крым»

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Капелька»  Тема «Моя Родина-Крым»

                            Тема: Моя Родина Крым

      Цель: Формировать знания о родном крае, его особенностях.

      Задачи:

Образовательные: Выявить знания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья. Систематизировать знания детей о Чёрном море, о его обитателях, о целебных свойствах моря. Углублять знания детей о растениях и животных Крыма.

 Расширять представления детей о народах, населяющих Крым.
 Закрепить знания детей о Крымских городах: Керчь, Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь. Систематизировать знания о столице Крыма.                                                                                                   Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова – определения.                                                                                                  Развивающие: Развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой.              

Воспитательные: Воспитывать уважение к людям не только своей национальности, но и к другим народам, населяющих Крым.

Воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе.

 

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный,

прелестный. 

 

Материал: Карта Крыма, Крымуша, кубик, демонстрационные картинки рыб, растений и животных Крыма; народов Крыма в национальных костюмах, иллюстрации с достопримечательностями городов: Симферополь, Керчь, Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь, разрезные картинки «Достопримечательности Крыма».  

 

Ход занятия.

 Беседа о Крыме.

Воспитатель: Сейчас я расскажу легенду о происхождении земли.

    Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился красивый уголок Земли.

Воспитатель: дети вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым).

 Правильно, ребята, мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров, на котором мы живём? (Крымский п-ов).

- Почему его называют полуостровом? (Потому что с трёх сторон омывается морями).

Воспитатель: А кто скажет, какой наш Крым?

Дети: Сказочный, волшебный, солнечный, морской, красивый, яркий, зеленый и т. д замечательный, красочный, солнечный, разноцветный, любимый, родной.

 Чтение стихотворения о Крыме:

 Крым-это здравница и это чудо-сад,

  Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

 Крым-это море, это райские места,

 Крым-это южных гор крутая высота.

 Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

                                                   И. Коробкина.

 

Послушайте еще одно стихотворение:

 В колыбели Золотой, на горе Басман,

Появился озорной, странный мальчуган.

Он о Крыме столько знает,

Что компьютер не вместит, -

Он живой, а не из плюша.

И зовут его– Крымуша!

Крымуша принёс с собой волшебный кубик с гранями разного цвета. И сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю. А совершить это путешествие нам поможет кубик Крымуши.

Воспитатель: Первая грань у нас синего цвета.

 Как вы думаете, что на карте самое синее? (ответ) Ну конечно же море.

Слайд «Море». 
Воспитатель: Мы оказались у моря.

-Сколько морей омывает наш Крым?  

 -Как они называются? (Азовское и Черное море)

-Чем они отличаются?

-А какую пользу приносит море?

-А пить воду в Черном море можно?

Воспитатель: Кто живет в нашем море? (ответы: катран, камбала, килька, хамса, медуза, краб, мидии, креветки, дельфин). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии? (они фильтруют, очищают воду).

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру: Д\И «Кто живет в море» (если я говорю правильно вы хлопаете, а если не правильно, приседаете)
- А в воде живёт индюк? Нет. 
- А в воде живёт утюг? Нет. 
- Ну, а корка от арбуза? Нет. 
- А вообще живёт медуза? Да. 
- А большие мандарины? Нет. 
- В Чёрном море есть дельфины? Да. 
- Рыбы в нашем море есть? Да. 
- Крокодилов в нём не счесть? Нет. 
- Дети плещутся в воде? Да. 
- Вместе с птицами в гнезде? Нет. 
Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, и для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным что для этого нужно делать (не засорять пляжи, не бросать мусор в море, не давать делать это другим). Молодцы, правильно.

Воспитатель: Вторая грань кубика зелёного цвета.

Ребята закройте глаза.

-Я сейчас скажу волшебные слова, и вы вместе со мной повторяйте: «Ты катись кубик мой, покажи нам край родной!». Сейчас мы узнаем, куда привел нас кубик. Что самое зеленое на нашей карте (леса)
Слайд «Крымские леса» 

Воспитатель: Куда же мы попали? (дети: в лес).

Воспитатель:

 Давайте узнаем, кто же и что же таится в загадочном Крымском лесу? Но скажите сначала, где в Крыму растет лес? (в горах.)  

Слайд «Крымские горы»

Какие горы Крыма вы знаете? (Аю – Даг, Демерджи, гора Кошка, Ай Петри).  

 Молодцы, ребята!  Наши горы покрыты лесом.  

- Какие животные живут в Крымском лесу? (Кабан, олень, барсук, лиса, белка, заяц, ласка, куница…)

А что же растет в лесах Крыма? (ответы детей: дуб, бук, крымская сосна, ель, шиповник, кизил, боярышник, можжевельник).
Природа нашего края очень красивая, яркая, множество растений имеют лечебные свойства. Многие из них произрастают только у нас и занесены в красную книгу. И даже сам воздух, впитавши в себя влагу моря и ароматы растений, становится целебным.

Воспитатель: Третья грань кубика жёлтого цвета.

 Как вы думаете, куда мы с вами попали? (степи Крыма). А почему клубочек желтого цвета? (летом степи выгорают и становятся желтыми) А степь в Крыму всегда желтая? (нет, весной, когда все расцветает степь становится яркой и красочной.)

Слайд «Крымские степи»

 Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что растет в нашей степи? (ответы детей: маки, тюльпаны, ковыль, полынь, чабрец, шалфей).

А кто живет в нашей степи? (суслик, тушканчик, гадюка, заяц, полевая мышь, хорек, хомяк.)

Молодцы.

 Воспитатель: Вот и в крымской степи мы побывали, остался у нас один, последний цвет кубика, куда же он нас приведет? Закрываем глаза

-Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись, кубик мой, покажи нам край родной!» Как вы думаете, куда он нас привел? (слайд города) –ответы детей. А оранжевый цвет потому что на закате лучи солнца окрашивают города и сёла в оранжевый цвет и окна в домах вечером светятся оранжевым светом.)

 

И живут в этих домах люди, люди разных национальностей

-Люди каких национальностей проживают в Крыму? (татары, русские, украинцы, греки, белорусы, болгары, турки, караимы, евреи, поляки, немцы) 

Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции, национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников. Самые многочисленные из них-русские, татары, украинцы. (Показ иллюстраций народов в национальных костюмах)

Люди – это главное богатство Крыма.

А теперь, ребята, нам немного нужно отдохнуть.

 Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы-

Есть у нас другое имя:

Нас зовут ещё «крымчане».

Украинцы и евреи,

Немцы, крымские татары,

Становитесь в круг скорее!

 Эй, ребята, встаньте в круг!

    Вот как много стало рук. (руки вперёд ладошками вниз)

     Чьи же руки, подскажите,

И ладошки покажите. (ладошки повернуть вверх)

А теперь за руки взялись

И по кругу пробежались. (бег по кругу)

Сделали поуже круг,

Крышу сделали из рук! (руки поднять вверх)

Получился дом имён,

В этом доме мы живём! (положить руки на плечи друг другу).

Дети садятся на свои места.

-Какие города Крыма вы знаете? (Ялта, Алушта, Симферополь, Евпатория, Саки, Феодосия, Джанкой, Керчь, Красноперекопск, Судак, Бахчисарай, Севастополь, Алупка).

Самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь).

  -Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, « полис» - город).

 -Как вы думаете, почему его так называют?

(Все люди, приезжают в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

     Наш главный город Симферополь.

Южная красавица - белая столица

Над Салгиром ивушка в зеркало глядится

 Добрым нравом славится и людьми гордится

 Симферополь – город мой, - крымская столица.

Через весь город протекает главная река Крыма Салгир; (слайд)

Маленькие жители города любят отдыхать в детском парке; (слайд)

Посещать, цирковое представление в цирке Симферополя. (слайд)

Есть железнодорожный вокзал, чтобы люди могли ездить из одного города в другой. (слайд)

А, также, в Симферополе есть Аэропорт. (слайд) Отсюда летают самолеты в любой город нашей большой страны – России.

         А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма.

 На берегу красивого пролива
Расположился славный город Керчь —
Древнейший город, статный и красивый,
Историю сумевший уберечь.

Рассказ о городе-герое Керчь. (Показ слайдов)

 

Путешествуем дальше.

 Мы находимся в городе Феодосия.

 Феодосия  - Богом данная

красота земли первозданная,

 Золотым песком к ногам стелется.

К небу тянется юным деревцем.

Солнцем светится винограда гроздь,

зачарует ночь ароматом роз.

 Красота Земли Богом данная,

Феодосия - дочь желанная.

  Айвазовского сердцем согретая,

и стихами поэтов воспетая.

 - В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского.

      Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал много картин о море.

Физкультминутка: Гимнастика расслабления под музыку.

  -  Давайте закроем глаза и представим, что нам светит тёплое солнце, оно согревает

нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза. Чем южнее мы движемся, тем гористее становится берег. Это горы на какое-то мгновение закрыли солнце.

- Судак расположен в Судакской долине. (Показ слайдов)

 Со всех сторон его окружают живописные горы. Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям укрепить своё здоровье и уехать домой загоревшими, здоровыми и довольными.

Судак, увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.

  На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.

  Живу тобою, наслаждаюсь, дышу твоею красотой

  Ну как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.

  Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода, такой природой,

 где живём мы, должны гордиться мы всегда.

- Я предлагаю путешествовать дальше.

  - На нашем пути стоит город Алушта.

 (название Алушта от греческого названия Алустон.)

Нет Алушты без ротонды

  И высоких кипарисов

  И каштанов, и больших цветов магнолии душистых.

  В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает

  И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.

Алушта – это здравница, позволяет оздоровиться, поправить здоровье, с уникальными памятниками природы. (Показ слайдов)

 

- Мы отправляемся путешествовать в Ялту.

 

Воспитатель: А вы помните легенды о Ялте? Что обозначает название? (берег)

- Все гости, приезжающие в Крым, любят отдыхать на Набережной Ялты. (слайд).

Также гости посещают Ялтинский зоопарк (слайд). Зоопарк "Сказка" дарит взрослым и детям радость общения с животными, положительные эмоции и позитивное настроение.

И «Поляну сказок», который находится рядом возле зоопарка «Сказка» (слайд). Это удивительный парк-музей сказочной скульптуры, расположенный под открытым небом на лесной полянке.

Посмотрите, пожалуйста, это Никитский ботанический сад недалеко от Ялты.

 (там много разных редких растений, которые нам даже неизвестны.)

 

Физкультминутка:  (музыка, шум моря)

  К морю быстро мы спустились

  Наклонились и умылись

  Раз, два, три, четыре

  Вот так славно освежились.

  А теперь поплыли дружно

  Делать так руками нужно

  Вместе раз - это брас,

  Одной рукой - это кроль,

  Все плывём мы, как один

  Все плывём мы, как дельфин

  Вышли на берег морской,

  И отправились домой!

 

- И вот мы приплыли, в знаменитый город Севастополь!

    Воспитатель: Севастополь - это город воинской славы (буквальный перевод с греческого "Величественный город", "город Славы"). Севастополь - главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют моряки границы от незваных гостей. Севастополь - это край рыбаков и корабелов. Севастополь - это отличный морской курорт.  Особенно хорош Приморский бульвар со знаменитым Памятником затопленным кораблям и Графской пристанью, выше которой площадь с величественным памятником адмиралу Нахимову.

 

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по полуострову Крым. Крымуша приготовил вам подарок-пазлы с достопримечательностями Крыма. Но картинки все перепутались. Давайте их соберём и рассмотрим. (Дети выполняют задание за столам)

Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали, много знаете о нашем родном крае. 

А чтобы процветал наш Крым, нужно дружить всем народам, живущим на крымской земле. Нужно знать свою историю и беречь исторические памятники, беречь природу Крыма 

.